А НЫНЕ – ПОСМОТРИ В ОКНО! |
Путешествие по испытательной лаборатории
Окно это одна из самых ответственных конструкций здания. Это самая тонкая субстанция, отделяющая внутреннее помещение от наружного мира и, в то же время, обеспечивающая взаимопроникновение наружного и внутреннего миров. Оконный проём является местом самых больших теплопотерь здания, и в то же время через него внутренние помещения обеспечиваются естественным светом, энергией Солнца, а также притоком воздуха. От выбора типа окна и его грамотной установки в проёме без преувеличения зависит микроклимат. Вообще, наука о взаимоотношениях окна и расположенного под ним отопительного прибора, которые находятся на рубеже температур наружного и внутреннего воздуха – это особая тема. Интерферометр – прибор, который показывает движение восходящих и нисходящих воздушных потоков возле и внутри окна, для стороннего наблюдателя представляет собой нечто среднее между сценой для итальянской оперы и центром наблюдения за космическими полётами. По накалу страстей это очень похоже.
Сегодня мы не обсуждаем всесторонние проблемы физики оконной зоны. Мы встречаемся с носителем науки НИИ Строительной физики в Татарстане, руководителем лаборатории ЦАЛЭСК. Лаборатория ЦАЛЭСК аккредитована Ростехрегулированием (а прежде – Госстандартом) на проведение сертификационных испытаний. А цель встречи – рассказать читателям о конструкции окон и испытаниях, которым они подвергаются перед сертификацией.
Наталья Сергеевна, для начала объясните, для чего производители окон обращаются в Вашу лабораторию ЦАЛЭСК?
Во-первых, сертификация окон в современной России всегда была обязательной. Для того, чтобы производитель мог поставлять свои светопрозрачные конструкции потребителям нужен сертификат соответствия. А чтобы получить сертификат необходимо провести испытания окна в специализированной лаборатории. В Татарстане это ЦАЛЭСК. Но кроме государственных обязательств есть ещё такое понятие, как конкурентоспособность. Запуская в производство новые виды окон производители добровольно, по собственному желанию заказывают испытания, ведь показатели качества, указанные в протоколе испытаний, помогают выиграть, или просто выжить в жёсткой конкуренции, которая сейчас существует на рынке окон.
Разве законодательство о техническом регулировании не ограничило роль государства в соблюдении вопросов безопасности?
А разве от качества окон не зависит безопасность? Не нужно понимать безопасность в узком смысле: рухнет – не рухнет. Это ограниченное понятие. Если от качества окна зависит микроклимат помещения, а от микроклимата – здоровье людей, в том числе детей – это разве не вопрос безопасности? Знаете, сколько мне приходится видеть людей, страдающих заболеваниями дыхательных путей, при посещении квартир с некачественным воздухообменом. А сколько уходит в буквальном смысле на улицу тепла в случае низкого качества окон? А на выработку тепла тратятся не возобновляемые ресурсы – нефть, газ. Это уже вопросы экономической безопасности в масштабах республики, страны.
Убедительно. А с чего начинаются испытания, так сказать процесс?
С отбора образцов. Из партии окон, которая подлежит сертификации отбирается три окна. Отбор производится или специалистами Госстандарта (ТатЦСМ), или специалистами лаборатории. В зависимости от поставленной задачи на испытания могут представляться вместе с окнами отдельно стеклопакеты.
Первое – испытание на водо- и воздухопроницаемость. Окно
попадает под «дождевальную установку», которая струями под высоким давлением
обливает образец с внешней, «уличной» стороны. Идёт воспроизведение сильного
дождя с ветром. Это даёт возможность определить качество уплотнителей,
способность створок плотно примыкать к блоку. Если вода попадает внутрь
закрытой конструкции, вероятно, это окно не выдержит российских условий
эксплуатации. Потом выключается вода и окно подвергается воздействию воздуха
под давлением. Это
Это испытание на теплопроводность?
Потом оконный блок освобождается и в горизонтальном положении укладывается в установку «искусственный небосвод», под купол. Здесь замеряется коэффициент естественной освещённости, то есть количество света, который проходит через окно. Это очень важное испытание, от него зависит естественное освещение комнат, где будут установлены эти окна.
Наталья Сергеевна, а что это за приборчик с молоточками, для чего он?
Теперь, наверное, осталось написать заключение?
В общем, да. Составляется протокол сертификационных испытаний, в котором отражаются все полученные показатели. Пишется заключение. Не всегда, конечно, положительное. Ясно, что с отрицательным заключением заказчик не получит сертификат. Но отрицательных заключений мало, ведь заказчик, производитель окон, может присутствовать на всех этапах испытаний. И если заранее ясно, что показатели ниже требуемых, он вносит изменения в свой технологический процесс. Поэтому, если производитель серьёзный и намерен долго и добросовестно работать на рынке, он вникает во все нюансы процедуры испытаний. Ему самому интересно знать фактические характеристики и совершенствовать своё производство.
Разговор прерывается звуком сильного удара из одной комнаты, и шуршанием ломающегося камня из другой.
Мы что-то ещё просмотрели? Какие-то ещё испытания не видели?
Нет, в части окон вы видели всё. Просто параллельно происходят испытания металлических дверей – по ним бьют «грушей», наполненной дробью. А за стеной работает пресс, давит бетонные кубики. ЦАЛЭСК ведь проводит испытания всех строительных материалов, изделий, конструкций, так сказать полное лабораторное сопровождение строительства. Технические и тепловизионные обследования зданий проводим. Но это уже темы для следующего Вашего визита.
Спасибо, тогда с Вашего позволения, мы заглянем
ещё. |